21:00
КАЗАНЫШ: МЕЖДУ СКИФИЕЙ И БИРМОЙ

Весенние походы «Анжи-Калы» и краеведа Атагиши Муртазалиева (проект «Атакумук») начались с посещения Нижнего и Верхнего Казаныша в Буйнакском районе, насыщенного памятниками истории и культуры.


Шаухалы бросали жребий у родника


Известно, что хазарские каганы и кумукские (кумыкские) шаухалы – дагестанские падишахи при избрании нового главы государства бросали символический жребий с помощью «золотого яблока» - символа местных правителей, а также родственных им тюрков - венгерских королей династии Арпадов. Происходило избрание шаухалов у источника Чёп салгъан (Чёпсалгъанбаш) в Верхнем Казаныше. У стен огороженного родника и сейчас среди камней можно найти небольшие плиты, лежащие со времён шаухальского правления. Раз в тридцать пять лет–сорок лет тут исчезает водоток, возвращаясь через некоторое время. В этом году произошло именно так, у любопытствующих появилась возможность беспрепятственно проникнуть в грот. После возвращения воды она стала течь с большим напором и вышла наружу и рядом с самим истоком. Ключ Чёп салгъан обеспечивает окрестные сёла и часть Буйнакска.
Надо заметить, что тема воды и родников актуальна для здешних мест, что нашло своё отражение и в народной памяти. Так, люди хорошо знакомы с легендой об Алтун бешик. В стародавние времена правителем на кладбище в Верхнем Казаныше у родника был похоронен кто-то из родственников, в земле оказалась и люлька, которая одновременно была использована придворными инженерами как часть гидротехнического сооружения. В случае, если вдруг золотую люльку сумеют найти и забрать, потоки воды хлынут из под земли на поверхность и затопят Нижний Казаныш. Некоторое время назад один из местных жителей всё же решил отыскать Алтун бешик, однако вслед за разрушением ими нескольких курганов дни напролёт стали идти ливневые дожди, по просьбе сельчан поиски были прекращены. А предание о Таш булаке рассказывает про родник на территории Нижнего Казаныша в Карантае, когда-то перекрытый войлочными коврами. Найти его также пока никому не удалось.

Поселение Борагаюрта можно обнаружить только под землёй



Верхнеказанищенское поселение, находящееся на двух горах за окраиной села, получило название Бораганюрта – здесь располагалась указанная в досоветских археологических материалах крепость Гяур-Тёбе, в её руинах современным жителям часто встречались предметы прошлого, а фрагменты гончарных изделий здесь можно найти и по сей день. К счастью, некоторые несколько единиц уцелевшей посуды дошли до сельского дома культуры, где можно посмотреть керамику, изготовленную ещё до появления гончарного круга. Вся архитектурная составляющая поселения Гяур-Тёбе в настоящее время есть только в земле. Интересны и неглубокие впадины в виде небольших квадратов и прямоугольников, регулярно встречающиеся на плато одной из двух гор, старожилы села констатируют их давнюю историю, однако объяснить назначение пока не могут. Тут же, ближе к одному из лесов, находится старинное захоронение, известное в округе как могила Герейхана. Что касается названия местности - Бораганюрт, то стоит добавить, что сейчас в обоих Казанышах проживают представители фамилии Борагановых.

 


Курган Герейхана стал объектом незаконных раскопок


За городищем находится бораганюртовский (Верхнеказанищенский) могильник возрастом в более чем полтора тысячи лет. Заметно, что состояние его существенно ухудшилось, он пострадал и от оползня, и от добытчиков глины, и особенно от «чёрных археологов». Надо сказать, что разного рода захоронения в могильнике имеют несколько слоёв, охватывая разные периоды времени. Что касается наиболее распространённого типа захоронений, катакомб, то в них под могильной плитой в земле хоронился умерший, туда же помещались в дальнейшем и другие усопшие, родственные покойному. Удивительным может показаться факт, что последние захоронения в катакомбах производились в 1920-1930-е гг. Дополняет историю катакомб факт проваливания в этом месте грузовика под землю в довоенные годы. За последние десять лет – период повышенного антропогенного воздействия среди находок в могильнике обнаруживались доспехи, многочисленные личные украшения, в т. ч. драгоценные, керамические изделия (даже античные), жидкость для бальзамирования, сохранившиеся мумифицированные трупы (причём нередко с наконечниками холодного оружия в голове, от которых и погибли воины). Вероятно, это следы скифской культуры, оставленной одной из тюркских общностей, участвовавших в этногенезе кумукского (кумыкского) народа.



Могильные катакомбы превратились в глиняное месиво


Определённые меры по сохранению археологического объекта предпринимались, однако сейчас после обвала склона горы через образовавшиеся по срезу отверстия треугольных катакомбных могильников можно увидеть лишь зубы и кости усопших. Дело в том, что после работы трактора и обрушения породы захоронения открылись, а из-за механического разрушения под ними вперемешку с глиной лежат многочисленные останки давно ушедших из жизни людей. Не исключено, что в предгорьях Буйнакского района могут быть и другие катакомбные могилы.

Заметно, что между Верхним и Нижним Казанышем расстояние ввиду увеличения численности населения фактически сокращается, учитывая аналогичную тенденцию в других наших районов, всё актуальнее становится вопрос возврата захваченных неместными кутанными хозяйствами территорий на Равнине. В Нижним Казаныше наш коллега Махмуд Гаджиев рассказал об истории села, местных достопримечательностях и охранных постах, в старину располагавшихся недалеко от Большого Казаныша. Мы узнали о спасённом Гаджиевым кургане Жибин-Тёбе, который оказался под угрозой разрушения в 1970-х гг. Любопытно было послушать информацию об опыте сохранения этнокультурного пространства в Кумукии (Кумыкии), который стоит использовать и в других населённых пунктах. Немногочисленные представители других народов, иногда селившиеся в Казаныше, должны были в последующих поколениях принимать культуру и идентичность местного населения, что и сейчас есть достойная альтернатива космополитизму, активно реализовывавшемуся властями на Кумукской (Кумыкской) Равнине в советский период и вытеснявшего национальную культуру.

Нами были осмотрены ещё два объекта. Новая дорога под Силленеген-кёпюром облегчила жизнь сельским автомобилистам, однако в результате её строительства были потеряны наскальные изображения. Второй исторический объект - Нижнеказанищенское городище Гяур-Тёбе (повторяющийся топоним) с культурным слоем до двух метров недавно оказался на территории частного владения. Находящаяся во впадине насыпь городища сначала была уменьшена собственником участка по высоте и ширине, а затем в большей своей части засыпана для выравнивания поверхности всего участка. Делалось это землевладельцем перед проведением в указанном месте митинга в поддержку мусульман Мьянмы, хотя, естественно, для него можно было найти и другой участок. Оказалось, у некоторых людей есть мнение, что не стоит дорожить археологией, не связанной с нахождением в исламе. Данная аргументация объясняет сравнительно равнодушное отношение и в случае в борагаюртовским могильником.



Городище Гяур-Тёбе не должно быть жертвой заблуждений

 

Выводы по итогам мероприятия:

- для спасения историко-культурных памятников необходимы разъяснительная работа и сотрудничество с общинами. Возможно, речь должна идти о включении в общественный совет Дагнаследия активистов ряда районов, а в состав общественных инспекторов - представителей отдельных сёл. Желательно и сотрудничество с сельскими некоммерческим организациями (в т. ч. с мечетями). Общество «Анжи-Кала» может предложить несколько кандидатур в общественный совет и (или) в качестве общественных инспекторов вышеуказанного агентства из числа лиц, имеющих опыт работы в историческом краеведении;

- столкнувшись в ряде случаев с выделением земельных участков вместе с находящимися на них историческими объектами, считаем нужным обратить внимание чиновников на учёт данных объектов при составлении генеральных планов, а также правил застройки и землепользования в поселениях и на актуальность согласования вышеуказанных документов с уполномоченным по охране историко-культурных памятников органом власти.

Благодарим за участие в поездке историка Татарханова Магомеда.

Краеведческое общество «Анжи-Кала»

Проект ©ATAKUMUK

Март,2018

#АнжиКъала
#тюркскийэтнотуризм
#ИсторияКумыкии

Категория: Эл ахтарыв | Просмотров: 27 | Добавил: ATAKUMUK | Теги: КАЗАНЫШ: МЕЖДУ СКИФИЕЙ И БИРМОЙ ATA | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar