21:00
ХАРКАС: ГОРОДИЩА И ЗИЯРАТЫ

10 июня 2018 года: общество «Анжи-Кала» и краевед Атагиши Муртазалиев (проект «Атакумук») произвели краеведческий поход в старинный город Харкас.

Необходимо заметить, что интересная историко-краеведческая статья «Один день в древнем Харкасе», вышедшая на страницах газеты «Ёлдаш» в декабре 2014 года, содержит множество любопытной информации по древнетюркскому городу. В 2016 году в рамках краеведческой поездки наряду с другими сёлами Буйнакского района мы также посетили современный Харкас и развалины города за ним, о чём был опубликован отчёт. Теперь же поездка была посвящена только Харкасу, добавляя к вышеперечисленным материалам отдельные детали и некоторые фотографии.


Пир Асельдера знаменит не меньше древнего города

Первым объектом посещения был зиярат шейха Хаджи-Асельдера. Стоит заметить, что сам покойный шейх происходил из привилегированных сословий – карачибеков по отцу из кумыкского города Кадара (как известно, до середины XVII века там проживало тюркское население) и сала-узденей по матери из другого кумыкского города Эндирея. Зиярат Асельдера сейчас обнесён оградой с аккуратными воротами, а во дворе его размещён предмет, имеющий музейную ценность – устройство для обработки глины. Само здание зиярата тоже старое, так, например, в одной из стен здания, где проживал смотритель, есть конструкция для необходимого при мытье водоотведения. Закрытый в советское время, как и многие религиозные объекты, пир Асельдера всегда оберегался неравнодушными гражданами. В день поездки мы стали свидетелями субботника местного населения, проходившего при активном участии главы села, местного депутата в районном собрании, а также имама Аркаса (это официальное название селения, возникшего в позапрошлом веке под стенами древнего Харкаса за счёт принудительного переселения Российской империей сторонников имама Шамиля на земли, использовавшихся казанышцами, дженгутаевцами и доргелинцами).

Бузав ташлар – местная диковинка

От пира наша группа переместилась к длинному ряду Бузав ташлар – легендарных коров и буйволов вдоль дороги, обращённых шейхом Асельдером в камень вместе с их пастухом за недостойное поведение последнего. При разбивании камней в разное время в них часто обнаруживались окаменелости моллюсков, в других случаях осколки по форме совпадали с внутренностями коровы. В начале июня склоны гор возле этих камней усеяны цветами с летающими над ними бабочками, на поверхности земли видно множество муравейников. Слева от камней на живописной Тюз-тав ещё до середины прошлого века можно было увидеть старинные захоронения и остатки крепости. А справа на склоне горы Елен-Баш можно разглядеть тропу, которую использовали казанышцы во времена сельскохозяйственного использования местных земель. У горы в прежнее время проводились разные обряды, одним из которых было коллективное восхождение на гору, считалось, что первый, достигший вершины, получит прощение грехов.

Уцуми умер через год после пленения Шамиля

На Харкас-тав есть множество следов древности, некоторые находки с Аркасских городищ должны иметься у жителей района. А Аркасская пещера под городом помимо прочего примечательна тем, что в период засухи по одному из обычаев из пещеры доставали огромную кость нарта и окунали её в протекающую возле пещеры реку, вызывая дождь. Обход горы не позволил найти иного кроме уже известного лаза в пещеру, вероятно, в неё можно попасть только с одной стороны. На одной из гор, где расположены остатки зданий Харкаса, также находится могила шамилёвского наиба.
Название города Харскаса является тюркизмом, исконное население было представлено тюркскими предками кумыков, в том числе булгарами и хазарами. Что касается природы, окружающей Харкасс, то в данной местности активно произрастает полынь и другие растения, из скал в разных местах просачиваются ключи, среди камней можно увидеть ящериц, а в небе над пропастями, окружающими Харкас, периодически парят орлы. Иногда жителям в этих предгорьях встречаются зайцы, косули, волки и даже медведи.

Кварталы Харкаса ещё видны и подлежат государственной защите

На кладбище Харкаса наша группа осмотрела зиярат Пир-Зазай. Воины Тимура в конце XIV в. истребили сражавшихся мужчин города, а после покушения на жизнь Тимур Ленга со стороны местной жительницы Зазай были уничтожены и не успевшие уйти из города женщины. В годы существования СССР зиярат этой представительницы тюркской знати был частично разрушен. Необходимо также отметить, что на территории современного кладбища раньше можно было увидеть остатки мазаров, характерных для среднеазиатских тюрков, приходивших на землю наших предков в составе средневековых армий, а рядом с кладбищем под территориями домохозяйств сельчане периодически обнаруживали старые могильные плиты.
Что касается современного Харкаса, то в нём наблюдается исход молодой части населения, занятость в сельском хозяйстве ограничена небольшим сегментом животноводства. В условиях постепенного отъезда населения происходит миграция в село граждан, не имеющих отношения к Буйнакскому району. Очевидно, что сохранение и развитие Аркаса – вопрос как самих горцев, там проживающих, так и казанышских кумыков, с которыми исторически связаны эти места.

Кумыкские этнолагеря: от каспийских берегов до лесистых предгорий

В конце наша группа внешне осмотрела некоторые детские лагеря на территории Буйнакского района. Некоторое время назад ввиду криминогенной опасности в местных лагерях «Костёр», «Звёздный», «Солнышко», «Горная речка», и «Терменлик» сильно упало количество отдыхающих. И это при том, что расположенные среди буковых лесов с папоротниками, лопухами, а также родниками лагеря в потенциале являются хорошей базой для экологического, этнического и религиозного туризма. По мнению краеведа Муртазалиева Атагиши, ввиду поднятой в обществе темы этнолагерей мобилизация перечисленных выше ресурсов имеет ещё большее значение.
Выводы по итогам мероприятия:
на основе предложений, сформулированных активистами района, можно зафиксировать следующее:
- древний город Харкас заслуживает мер по его сохранению. В частности, в 2017 году в Республике открылся музей, посвящённый Кавказской войне и битве за небольшое село на горе Ахульго. Полагаем, что героическая оборона от передовых войск Тамерлана заслуживает аналогичного внимания, тем более что половина штатных единиц в музее «Ахульго» была обеспечена за счёт сокращения численности музейных работников Буйнакского района. Открытие музейного комплекса «Харкас» позволит (1) усилить уровень защиты федерального историко-культурного памятника, (2) улучшить взаимодействие с частными лицами – хранителями находок с территории Аркасских городищ и могильников, (3) активизировать исследовательскую деятельность, (4) обеспечить занятость специалистов в области историко-культурного наследия, отдыха и туризма, а также связанных с ними областях;
- Харкас имеет основания быть отнесённым к историческим памятникам, охраняемым ЮНЕСКО. В отличие от старых тюркских городов Таргу-Шахара, Булхара и Анжи-Калы, он подвергся менее разрушительному антропогенному воздействию, и, полагаем, Правительству Республики Дагестан стоило бы проработать данный вопрос.
Благодарим за помощь в поездке Ахмеда и Абакара Мужаидовых.
Краеведческое общество «Анжи-Кала»

Краеведческое общество «Анжи-Кала»

Проект ©ATAKUMUK
10 июня 2018

 

#тюркскийэтнотуризм
#историякумыкии
#ATAKUMUK

Категория: Эл ахтарыв | Просмотров: 28 | Добавил: ATAKUMUK | Теги: ATAKUMUK, ХАРКАС: ГОРОДИЩА И ЗИЯРАТЫ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar