23:13
БОТАЮРТ

Краеведческий поход общественных объединений «Анжи-Кала» и «Атакумук» в конце осени 2020 г. был посвящён селу, являющемуся родиной известных знатоков кумыкского прошлого, а также других известных личностей.

Старая эпиграфика на сельском кладбище

Старая эпиграфика на сельском кладбище

Селение Ботаюрт возникло в конце XVIII в. за счёт переселения в урочище Дымлы булак части жителей аксаевского квартала - Зах-Аула, а также эндиреевских - Мух-Аула и Бораган-Аула. В начале XIX в. представители другого эндиреевского квартала, перемещаясь на новое место жительства, расположились рядом с Бота-Юртом на берегу реки Гурлевук, сохранив в названии создаваемого населённого пункта имя того самого квартала - Умаш-Аул. С тех пор судьба двух кумыкских поселений неразрывно связана, в настоящее время Ботаюрт и Умашаул практически слились и объединены в рамках одного муниципального образования. Стоит добавить, что в рамках Кумыкского округа (в 1827-1928 гг. территория нынешних Хасавюртовского (в т. ч. Новолакского), Бабаюртовского и Казбековского районов) по состоянию на 1913 г. имелись два участка, при этом к правлению Бота-Юрта относились помимо Умаш-Аула Кандаур-Аул (Сала-Юрт), Бамат-Бек-Юрт, хутора Омар-Отар, Габиев, Яракай-Тюбе, З. А. Уцмиев, Т. А. Уцмиев, родники Х. А. Уцмиев, Герлеук, Казак-Мирза-Юрт, Клычева, Бамат-Аджиева, Зарият Ильясовой и другие. Официально на территории Ботаюрта нет археологических памятников, однако известно, что в 1920-х гг. при прорытии канавы здесь были обнаружены кости гигантского скелета.

Одним же из посещённых нами объектов стало ботаюртовское кладбище. Основное внимание участников мероприятия было обращено на местные зияраты, а также на могильные памятники со старинной символикой духовной жизни тюрков.

Доска на памятнике поэту

Доска на памятнике поэту

Нужно также отметить, что Ботаюрт сохранил старую планировку, а на некоторых улицах размещены памятники в честь видных представителей нашего народа. Так, мы осмотрели монумент в честь Ирчи Казака (Татарханова) возле сельских библиотеки и музея. Знаменитый поэт жил и работал, а также женился и обзавёлся потомством в Умаш-Ауле.

Один из лидеров «Танг-Чолпана»

Один из лидеров «Танг-Чолпана»

С Умаш-Аулом связано и имя просветителя и публициста Солтан Саида Казбекова, из имения родственника которого Умаша Казбекова и появилось село (о переселении в него эндиреевцев было сказано выше). Казбеков С.-С. был неординарной личностью, за один год пройдя трехлетний курс обучения в медресе и за два года окончив трёхлетнюю школу в Эндирее, блестяще сдав экзамены во владикавказское реальное училище, он в период обучения там сдал экстерном два класса, а в 1912 г. Казбеков поступил в Ново-Александровский институт сельского хозяйства и лесоводства, где учился до 1917 г. После этого опубликовал много просветительских статей в журнале «Танг-Чолпан» и газете «Ишчи Халкъ», а также работал в Министерстве труда Азербайджанской республики, участвовал в антиденикинском движении. Сто лет назад, Казбеков, будучи председателем Совета обороны Северного Кавказа и Дагестана, был убит.

В рамках нашего мероприятия участники познакомились с памятником С.-С. Казбекову, установленным в прошлом веке возле сельского дома культуры.

Интересно, что род Казбековых, древо которого пестрит старыми кумыкскими именами, происходит из особого сословия кумыкского общества – сала-узденей, происходящих, в свою очередь, от тюркского рода сала. В честь Казбекова Солтан-Саида в советские годы был назван Казбековский район, что было закономерно, поскольку в его границах находится большая часть Салатавии – составной части Эндиреевского княжества, где проживали некоторые сала-уздени. Будучи исторически населёнными тюрками и перенеся, как и другие территории Кумыкии, несколько эпидемий и большие потери после зачисток царских войск XIX в., земли Салатавии были переданы эндиревскими князьями в возмездное пользование соседним горским обществам, которые перестали выполнять свои арендные обязательства в период агрессивной и завоевательной политики царизма. Впрочем, антропология современных жителей Салатавии, их фамилии и имена, а также бытование кумыкского языка недвусмысленно указывают на то, что до половины из них имеют тюркские корни (потому совсем неудивительно обилие пассионарных личностей и интеллигенции среди выходцев из Казбековского района). Соответственно, тюркской является и почти вся салатавская топонимика: Авлах, Агач, Акташ-Аух, Алмак, Алхас-Тау, Артлук (Артлык), Ашутау, Ахсу (Аксу), Ачи-Кала, Ачису, Аччи-Отар, Байгиши-Тала, Балатау, Бек-Юрт, Берк-Тау, Болотлу, Бораган-Кармы, Бораган-Шоб, Боюн-Баш, Буртунай, Бусрау-Тау, Гебек-Кала, Гертма (Гертме), Гостала (Коз-Тала), Гуен-Аулак, Гуни, Дылым (Делим), Зурама-Юрт (Зурама-Кент), Ислам-Тау, Инчхе (Инче), Кака, Кахсури-Авлак, Кишень-Аух, Кумыкский сад, Кырк-Кол, Мажар-Отар, Мамадай, Малиш-Тау, Миатлы, Огуз-Тау, Пашт-Аул, Сала-тау, Сала-Су, Сибир-лгарал (Савир-лахар), Сувук-булак, Тавлу-Ольген, Тамгесген, Татли-Су, Таях, Тегенек-Тау, Теренгул(тар) (Терен-Кол(-Тар)), Тишикли, Тугай, Туз-Тау, Тюмен-Аулак, Оргу, Саяк, Узун-Тала, Узунтау, Уллу-Тау (Суук-Тау), Ханакай-Тау, Хубар, Чадыргун, Чапчах, Чимавул, Чиркутан, Чиртау, Чопан-Тау, Эльсюрген, Эльтермен, Юрт(аух), Ярыксу-Аух.

Висаитов был из числа создателей трудовой славы села

Висаитов был из числа создателей трудовой славы села

Важно сказать, что благодатные земли Кумыкской равнины, в т. ч. Ботаюрта, издавна позволяли успешно заниматься сельским хозяйством. При этом разные кумыкские сёла, демонстрируя высокие показатели, нередко отличались особыми достижениями в плане выращивания отдельных культур. Так, ботаюртовец Ахмед Висаитов, работая механизатором совхоза «Ботаюртовский», за выдающиеся достижения в области выращивания кукурузы был удостоен звания Героя Социалистического труда, труженик являлся и депутатом Верховного Совета СССР. Ему, а также Герою Советского Союза Абдурахману Абдуллаеву в селе установлены памятники; последние были нами осмотрены во время похода.

Бюст старшему сержанту Абдуллаеву

Бюст старшему сержанту Абдуллаеву

Помимо данных памятников участники мероприятия ознакомились с мемориальными досками, установленными в Ботаюрте в память об Атаеве Алимхане, Атаеве Марате, Камалове Бадрутдине, Ханавове Эльбрусе.

В рамках сотрудничества с оргкомитетом по увековечиванию жертв политических репрессий приводим сведения о кумыках из Ботаюрта, приговорённых к высшей мере наказания в период сталинских репрессий (предоставлено Пазилем Тунаевым): 1) Арсланмурзаев Гаджи Мурза (1899), Ботаюрт; 2) Гаджиев Набухай (1903), Батаюрт; 3) Данивов Улакаш (1892), Ботаюрт; 4) Ибраков Юсуп (1874), Бота-юрт или Кумторкала; 5) Уцмиев Ислам (1904), Ботаюрт.

 

Выводы по итогам мероприятия:

- некоторые участники мероприятия высказались о необходимости дополнительных генеалогических исследований кумыкских тюрков на основе эпиграфических данных. Было предложено выработать рекомендуемый стандарт (механизм) сбора, обработки, систематизации и распространения информации о родословных. Мы полагаем, компетентным кумыкским учёным будет необходимо в ближайшее время заняться разработкой такого механизма (стандарта) работы, что обеспечит единообразие и качество данных;

- большое кумыкское краеведческие наследие было оставлено исследователями из Ботаюрта Бамматом Атаевым и Исаханом Гаджиевым – создателями книг по истории своего села и других произведений для массового читателя. Мы считаем, что труды данных авторов или извлечения из них должны быть переизданы.

Благодарим за помощь Маджидова Алимпашу и Боташева Гусена, а также работников учреждений культуры Ботаюрта.

Краеведческое общество «Анжи-Кала»

 

 

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:
Краеведческие походы 2017 году:
Краеведческие походы в 2018 году:
Краеведческие походы в 2019 году:
Краеведческие походы в 2020 году:

МУЗЕИ

Категория: Эл ахтарыв | Просмотров: 475 | Добавил: ATAKUMUK | Теги: БОТАЮРТ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar