17:00
Гели: истоки вдохновения и «курган-призрак»

Нечасто выезжая в предыдущие годы в Карабудахкентский район, третий подряд поход в 2017 году - июльский мы снова уделили названному муниципальному образованию. Были осмотрены природные и исторические объекты, находящиеся на территории села Гели, для чего иногда приходилось преодолевать водные и горные преграды.



Индо-арабские цифры


Тамчы-Яр в предгорьях Гели – один из первых посещённых нами объектов. Среди стекающих вниз родников на скале помимо современных надписей с изображением дат (начиная с 1940-х) заметна как минимум одна старая, фиксирующая арабскими (не современными) цифрами дату, относящуюся к 1700-м гг. С каким событием она могла быть связана, ещё предстоит выяснить краеведам.




Одно из необычных гелинских местечек

Находящееся рядом Къушуя – очень интересное место. Пробираясь по нижнему краю скал, зачастую песчаных, можно дойти до объекта, который у одних путешественников может вызвать познавательный интерес, а у других сплин. Над головой нашей группы оказались гнёзда орлов с птенцами и их родителями. А вот у наших ног открылась суровая реальность естественного отбора – внизу среди скорлупы яиц и веточек, приносимых птицами для гнёзд, виднелись кости маленьких жертв, ставших пищей для пернатых хищников. После обхода окрестностей и сбора целебных растений дикой природы, наша группа двинулась дальше.








Усечённый конус говорит о разграблении кургана

Осмотрев по мере передвижения ещё несколько любопытных объектов - балбал, сейчас сохранившийся только в нижней своей части, два раскопанных кургана и горный отрог с напоминающим человеческое лицо склоном, мы прибыли к кургану Алтун-Тёбе (Алтын-тюбе – геллинский курган). Он оказался на участке, ранее выделенным муниципалитетом частному лицу. По мнению общественного инспектора Татарханова, Алтун-Тёбе не мог являться курганом, поскольку помимо конфигурации не имеет необходимых для того признаков. По окончании нашей поездки данный вопрос посредством обращений организаций «Уллу Казаныш» и «Анжи-Кала» в Дагнаследие получил продолжение, прокуратура Республики и администрация села Гели рассмотрели статус объекта. После привлечения специалистов выяснилось, что загадочный курган всё же таковым не является и, соответственно, не исторический объект. Заметим также, что в ходе данной поездки до инспектора также была доведена наглядная информация о разорении могильника на территории Сутай-кутана (указанный факт был освещён в отчёте о майской поездке в Гели).



На одной из местных вершин


Стоит добавить, что участники поездки поэтессы Умаева и Эльмурзаева полученные в Гели информацию и впечатления решили выразить в стихах, одно из которых приводим ниже.

Минглер йыллар алда болгъан
Тарихлери элимни -
Гюржююрт, Сотай, Варачан -
Гёз алдыма гелинди.

Гёз алдыма гелди асгер
Къумукъ тюзню якълайгъан.
Гёз алдыма гелди халкъы,
Гючлюкге гюч къаплайгъан.

Гёз алдыма гелди къойчу
Сиривюн къувалайгъан.
Гёз алдыма гелди Йырчы
Къумукъ тюзню йырлайгъан.

Бир аз заманны ичинде
Нече тюрлю ой гелди.
Давда къалгъан къумукъ яшлар
Тизилген кюйде гелди.

Къол сильлеп, оьтюп гетдилер,
Къарай туруп якъ якъгъа.
Тавуш гелди : "Уьстюнлюкге ес болмагъа
Барайыкъ, гьали, алгъа!"

Ойлар, ойлар, гьар келпетлер
Гелди мени алдыма.
Къарама сюйген йимиклер
Мени, гьали, гьалыма.
"Гьей, юрюгюз, гетме тарыкъ!"
Деген тавуш чалынды.
Ёлдашларым гетип бара....
Ойлар буса - къалынды.

Тек къайтгъанда уьйге ойлар
Хоталады башымны.
Ойлай туруп оьтген гюнню
Унутдум мен ашымны.

Тек юрегим оьктем болду
Мени къумукъ тюзюмден!
Бар болгъур сен, КЪУМУКЪ ТЮЗЮМ,
Дюньяланы юзюнде!

Эльмурзаева Ф. А.
(в авторской редакции)


Выводы по итогам похода:
1) работа краеведов, художников, литературных деятелей и другой творческой интеллигенции должна строиться по принципу сообщающихся сосудов: в условиях игнорирования государственным русскоязычным вещанием Республики кумукских сёл, необходимо формировать у граждан ассоциативный ряд, посвящённый Кумукии (Кумыкии);
2) в ходе мероприятия были сформулированы актуальные вопросы, связанные с сохранением историко-культурного наследия (в котором участвуют и археологи, и чиновники, и общественники). В рамках данного отчёта хотим адресовать их маститым учёным археологии РД. -
- Доводятся ли до не имеющих отношения к археологической науке граждан Республике Дагестан сведения о новых находках на земле их проживания и результатах связанных с этими находками исследований, если да, то каким образом?
- Можно ли предпринять меры, при которых прикомандированные из центральных городов страны исследователи могли бы обеспечить обнаруженными экспонатами как столичные, так и республиканский и сельские музеи по месту обнаружения артефактов?
- По результатам поездок становится явным факт утечек информации об исторических объектах от официальных археологов чёрным археологам; каким образом к нарушителям попадает эта информация и предпринимаются ли меры для её сохранности?



Хосаров Хосар – флагман гелинского краеведения

Благодарим за участие в поездке краеведа Хосарова Хосара, историков Татарханова Магомеда, Эльмурзаеву Фатиму, а также языковеда Умаеву Зарият.
Краеведческое общество «Анжи-Кала»
Проект ©ATAKUMUK2018


 

Категория: Эл ахтарыв | Просмотров: 674 | Добавил: ATAKUMUK | Теги: ATAKUMUK КАРАБУДАХКЕНТСКИЙ РАЙОН | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar