20:48
ТЮРКСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭНДИРЕЕ

Один из краеведческих походов объединений «Анжи-Кала» и «Атакумук» в середине 2020 г. был посвящён селению Эндирею.

Большинство мечетей являются историко-культурными памятниками

Большинство мечетей являются историко-культурными памятниками

Говоря об Эндирее, необходимо учитывать два аспекта. Первый заключается в том, что нынешнее название село получило в середине XVII в., когда одноимённая столица Эндиреевского княжества была перенесена с Сулака (Койсу) на Акташ. Второй аспект заключается в том, что предыдущая история города, а здешний населённый пункт был городом и до XVII в., не менее богата. Так, последние археологические исследования показывают, что Эндирею до 5000 лет, в хазарский же период оно вошло в историю под булгарским именем – Балх (по книге «Эревюллю Эндирей» - Балукъ), позднее на его территории существовали тюркские поселения Гюен-Кала рода гюенов, Чумлу и Тюмен рода тюменов, Бораган рода бораганов, а также Гебеккала, Караман, Кызыляр (Кизляркала), Тюекылган, Уллугермен и Гиччигермен, Уллумаджар и Гиччимаджар. Автор Гаджимурадов в своём труде «Эревюллю Эндирей» называет также в качестве мест проживания эндиреевцев Кашай, Каян, Кобага, Махачай и другие места.

Старые кварталы Эндирея по данным «Очерков истории северных кумыков» – это Адиль-Герей-Чагар, Айдемиров-Аул, Альбёрю-Аул, Ари-Бери-Аул, Ачакан-Аул, Бораган-Аул, Гиччи Урусхан-Аул, Гуен-Аул, Мух- Аул, Сала-Аул, Темир-Чагар, Тюмень-Аул, Тюмень-Чагар, Уллу Урусхан- Аул. Эндиреевский краевед Абакаров говорит о том, что ранее к ним относились ещё Умаш-Аул, а также существовавшие некоторое время Жувут-Аул, Хажар-Аул и Эрмели-Аул. Кумыкский энциклопедический словарь называет также Теркеме-Аул. Процесс ослабления роли Эндирея как города начал происходить по мере реализации Российской империей своих колониальных интересов на южном направлении и захвате новых территорий, с первой половины XVIII в. наблюдалось уменьшение местного населения за счёт ухода его на хутора. Интересно также, что в советский период истории название Эндирея было искажено, вновь оно приобрело современное звучание в период нахождения во главе села Умметгерея Абакарова.

В селе нами было уделено большое внимание старым мечетям. К ним относятся мечети, находящиеся в Айдемиров-Ауле, Ари-Бери-Ауле, Бораган-Ауле, Мух-Ауле, Сала-Ауле (построена для сельчан братьями Сатийаджиевыми на территории своего двора), а также другие квартальные (в т. ч. та, где работал Ташав-Хаджи Эндиреевский), выполненные в старинном тюркском стиле. Надписи на стенах позволили отнести постройки к позапрошлому веку. Последней из осмотренных нами стала Джума-мечеть 1788 г. с несколькими минаретами и обилием тюркской символики – полумесяца и звёзд, в т. ч. солнца. Как и на зданиях администрации и центра культуры, у главной мечети весят стенды, рассказывающие об истории села.

Символы тюркской духовности

Символы тюркской духовности

Осматривая зияраты людей, внесших большой вклад в укрепление духовной жизни сельчан, на склоне горы Гебек-Калы мы посетили могилу шейха Гебека. В 1722 г., во время военной агрессии петровской России в отношении кумыкского государства – Шаухальства Тарковского, в местности Аркабаш состоялось сражение под руководством князя Айдемира II при активном участии Гебека c войсками генерала Ветерани, подробнее о котором можно узнать в книгах Багаутдина Аджаматова, посвящённых истории Эндирея, Ташёв-Хаджи и шейху Баширу. Несмотря на успех в отдельно взятом бою, остановить захватническую политику Петра кумыкам не удалось и она продолжилась в виде Утамышской (Отемишской) битвы и карательных походов на кумыкские сёла в течение следующих нескольких лет. Имя же шейха Гебека отложилось в названии местности, именуемой как Гебек-тала, и крепости, известной местному населению и историкам как Гебек-Кала.

 

Шейх Гебек одним из первых стал воевать с царизмом

Шейх Гебек одним из первых стал воевать с царизмом

Не были обойдены нашим вниманием и памятники двум другим кумыкам, активно занимавшихся духовным развитием своих соплеменников и их соседей, а также вошедших в историю как значительные политические фигуры. Памятник Ташёв-Хаджи Эндиреевскому расположен во дворе его дома (само строение почти не сохранилось, на его фундаменте создано здание женского медресе имени Ташёв-Хаджи), монумент же в честь эндиреевского владетеля Солтан-Махмуда (Султан-Мута) Тарковского находится во дворе Центра традиционной культуры. Тем не менее, отдельные книги, посвящённые обеим личностям, уже не раз издавались. Вероятно, в будущем будет раскрыта и увековечена и личность эндиреевского узденя Джанбека, возглавившего местных участников восстания против произвола царской администрации в 1877 г.

Памятник основателю Эндиреевского княжества

Памятник основателю Эндиреевского княжества

На улицах селения в процессе передвижения нам часто встречалась помимо мечетей иная старая архитектура. Среди увиденных объектов можно выделить как кирпичные дома, так и саманные здания. В качестве примеров можно привести жилые строения в районе монумента в честь Ташёв-Хаджи и дом Батырбия. Статуса памятника заслуживают и остатки крепости Внезапной, созданной более двухсот лет назад и находящейся сейчас на окраине жилой зоны села. Как рассказали коллеги, крепость имела двое ворот, через которые в неё попадали транспорт и пешие, а также подземный ход, ведущий к Акташу, за стенами крепости располагалось кладбище. Как утверждает коллега Абакаров У., во Внезапную приезжали Грибоедов и Лермонтов, а на месте военных строений до сих пор находят множество старых патронов и других предметов того времени. К старым постройкам относится и дом Ибрагима Оразаева, потомки которого стали одними из жертв советской политики по ликвидации крепкого крестьянства в стране и насильственной коллективизации. Оразаевы занимались сельским хозяйством, держали скот, в собственности Ибрагима была дача в местечке Кокрек, мельница у реки Акташ, лес в районе Муцалаула (был выкуплен царскими властями при прокладке железной дороги), 227 десятин земли в Бабаюртовском районе в местностях Тогуз-Терек и Турку-Тау - хутор Ибрагим-Отар. Советской властью родовое имущество была изъято в 1920-х и 1935-м гг., а собственники высланы в Казахстан (Казакстан). Случай является показательным, поскольку раскулачивание и реквизиция сильнее всего ударили по более богатой Кумыкской плоскости, для примера достаточно сказать, что из Эндирея после реквизиции было выслано восемь семей, в то время как из некоторых горных районов в несколько раз меньше. По словам учёного Курбанова, архивные материалы свидетельствуют, что в 1936 г. в Хасавюртовском районе  подверглись репрессиям 63 кулацких семьи, в составе которых было 115 детей, из них 55 – школьного возраста, т. е. им было от 7 до 14 лет.  В местах высылки детей заставляли работать, причем норма выработки была такой же, как у взрослых. Тяжелый труд истощал детский организм, среди подростков был очень высок процент тяжелых заболеваний, получения увечий со смертельным исходом. Репрессиям подверглись также лица, не отнесённые к кулацкому сословию. Необходимо добавить, что в советский период многие сотни гектаров плодородной земли, принадлежавших эндиреевцам, были переданы другим районам; даже несмотря на огромные потери, сельчанам удалось сделать свой колхоз процветающим.

В рамках сотрудничества с оргкомитетом по увековечиванию жертв политических репрессий мы приводим в настоящем материале сведения из списка кумыков, приговорённых к высшей мере наказания, смертной казни, в период сталинизма, относящиеся к Эндирею (предоставлено Пазилем Тунаевым): Аджаев Темур-Султан (1900); Амаев Темирсултан (1883); Алыпкачев Ханмурза (1875); Баймурзаев Гасанбек (1879); Бейбулатов Абдулла (1874); Гасанов Алыпкач (1895); Меджидов Шамсутдин (1872); Муртазалиев Салимхан (1899); Хасбулатов Абдурашид (1865).

На берегу реки Акташа сохранились остатки мельницы Оразаева (Уразаева) Ибрагима, одной из двадцати шести мельниц, работавших в Эндирее; как рассказал нам У. Абакаров, последние две из них работали до 1970-х гг. В советский период возле вышеуказанной мельницы был прорыт оросительный канал и созданы сопутствующие постройки, в «Археологической карте Дагестана» место обозначено как Эндиреевское местонахождение: здесь встречались кости южного слона четвертичного периода.

Место обнаружения Алтын бешика

Место обнаружения Алтын бешика

С берега реки местные коллеги показали нам исторические места: археологические объекты, примерное местонахождение Алтын бешика – золотой люльки, которая раньше была видна в обрыве после обрушения подмытой рекой земли, Аксаевскую дорогу, гору Айманту, а также рассказали о других интересных объектах и местной тюркской топонимике.

В ходе бесед с коллегами нам удалось записать несколько интересных фактов их жизни села. 1). В годы Гражданской войны селение Эндирей, которое сильно пострадало, находилось под угрозой разорения и уничтожения деникинскими агрессорами, однако было спасено благодаря авторитету его бесстрашного жителя князя Арсланбека Айдемирова, называемого сельчанами Арсемеком. 2). Князь Ирази-бий Темиров запомнился землякам не только положительными моральными качествами, а ещё и необычной физической силой, которая позволяла ему поднимать своего скакуна и другие не менее тяжёлые грузы. Кроме того, князь занимался разведением разных пород лошадей, которые регулярно участвовали в скачках. 3). Большой вклад в развитие кумыкского народа внесли Нухай и Асев Джамбулатовы, одним из благородных поступков Нухая стало открытие в Хасав-Юрте училища для молодёжи.

Также нами были обсуждены с коллегами вопросы посещения в будущем особо охраняемой природной территории регионального значения Эндиреевского заказника, ознакомления с его природой, непосредственного осмотра объектов культурного наследия федерального значения - археологических памятников. Во время перемещения по территории Эндирея мы осмотрели также мемориальные доски, установленные в честь Бейбулатова Ирбайхана (Героя Советского Союза из Османюрта), Аджиева Джамалутдина (одного из ста пятидесяти граждан Союза и одного из трёх кумыков, четырежды награждённых орденом Красной Звезды), Болатова Сапиюллы (одного из лучших тяжелоатлетов в истории Республики Дагестан) и других земляков.

Выводы по итогам мероприятия:

- охраняемые памятники истории и культуры регионального значения в Эндирее почти полностью представлены мечетями. В то же время в селении имеется и иная старая архитектура, нуждающаяся в изучении и государственной защите; - уже в начале нашего мероприятия было заметно, что пробуждение исторической памяти кумыкских тюрков не обошло и Хасавюртовский район - коммерческие обозначения фирм «Туран», «Кайлы», «Доган» встретились нам уже в первый час поездки. Считаем, что начинающим кумыкским предпринимателям стоит обратить внимание на этот опыт. Благодарим за участие в мероприятии краеведа Абакарова Умметгерея, журналиста Конакбиева Гебека и работников спортивной школы Эндирея.

 

Краеведческое общество «Анжи-Кала»

 

 

важаемые подписчики и гости нашей страницы!

Предлагаем для чтения другие интересные разделы:

История

Кумыкская аналитика

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:
Краеведческие походы 2017 году:
Краеведческие походы в 2018 году:
Краеведческие походы в 2019 году:
Краеведческие походы в 2020 году:

МУЗЕИ

Религиозная тема, репрессии и насильственное переселение

Военная тематика

Къумукъ тилде макъалалар

На турецком

КНИГИ

ВИДЕО ССЫЛКИ ( Наш архив )

Дорогие читатели, мы ценим Ваши комментарии и пожелания!

МЫ В СОЦСЕТЯХ

Официальный сайт

 

подпишись

 

Категория: Эл ахтарыв | Просмотров: 890 | Добавил: ATAKUMUK | Теги: ТЮРКСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭНДИРЕЕ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar