14:34
В УЛЛУ БОЙНАКЕ

Общественное объединение «Тухум терек тамурлар» вместе с коллегами в июле 2021 г. посвятили очередной краеведческий поход Уллубийаулу.

Солярные знаки на кумыкском надгробии

Солярные знаки на кумыкском надгробии

Исторически Бойнак (Уллубийаул) представлял собой княжество в составе кумыкского государства шаухальства Тарковского, прошлое бийлика описано в различных статьях, а также в книге «Великие Бойнаки» и других изданиях. Современный же населённый пункт помимо старых кварталов интересен и их окрестностями, где сохранилось немало любопытных мест, наиболее насыщенным археологией их которых является покрытый сейчас лесом город Варачан – столица Царства гуннов.

Одним из посещённых в день мероприятия нашей группой мест стало уллубийаульское кладбище, где мастерские выполненные могильные памятники зачастую имеют древнюю тюркскую символику. Местными коллегами наше внимание было обращено на захоронения представителей княжеского рода – Шах-Вали-Бека, его сыновей Укаил- Бека и Зубаир-Бека, жены Укаил-Бека из рода какашуринских беков, а также Даниял-Бека – сына борца с царизмом Аммалат-Бека и одновременно отца другого борца с царским самодержавием - Уллубия Буйнакского.

Мечеть, созданная благодаря местным аристократам

Мечеть, созданная благодаря местным аристократам

С именами вышеупомянутых двух сыновей Шах-Вали-Бека связан один из объектов культурного наследия на территории села: средствами братьев в начале прошлого века была построена джума-мечеть, официальная датировка которой указывает на XVIII в., а основная часть постройки относится примерно к 1914 г. Вероятно, это один из самых узнаваемых архитектурных памятников Кумыкии; ему посвящены статьи наших коллег Магомедова Зайнутдина и Самадова Багаутдина. Учтённым памятником является и одна из квартальных мечетей, однако на данный момент лишь незначительная её часть представлена старой архитектурой. В то же время другая квартальная мечеть, сохранившая внутренние стены и таблички с надписями, в списке охраняемых объектов отсутствует. Относительно же жилой архитектуры селения можно сказать, что в целом она выдержана в традиционном стиле.

Старый родниковый резервуар во дворе музея

Старый родниковый резервуар во дворе музея

В культурной жизни современного Уллубийаула особую роль играет мемориальный музей кумыкского просветителя начала прошлого века Уллубия Данияловича Буйнакского. Здесь собраны разнообразные экспонаты: площадка возле музея и первые залы посвящены кумыкской этнографии, другой зал содержит картины и фотографии по теме Гражданской войны, ещё один зал целиком посвящён личности Буйнакского. Как говорит научный сотрудник Магомедов З. М., давно назрела необходимость расширения музея с открытием разделов, посвящённых Кавказской Гуннии и Варачану, существовавшему на территории нынешнего Карабудахкентского района с VII в. до н. э. до IX в. н. э. По словам, Зайнутдина Магомедовича, соответствующий проект давно уже им подготовлен, в т. ч. смета, план ремонта, а также экспозиционные, экскурсионные планы по охватываемым темам. Государству осталось воплотить проект в жизнь, что позволит не только усилить просветительскую работу и больше рассказать о гуннском наследии тюрков, а ещё и вернуть количество посетителей на уровень советского периода, когда оно было равно пятнадцати тысячам в год.

Что касается личности собственно Буйнакского Уллубия, то стоит заметить, что лидеров борьбы с царским самодержавием прошлого века Буйнакского и Коркмасова иной раз упрекают в отходе от религии, в то время как известно, что первый носил с собой Коран и работал в составе Порт-Петровского мусульманского народного комитета (как утверждает исследователь Зайнутдин Магомедов, Бунакский У. Д. также был руководителем одной из мусульманских организаций в царской России), а второй в совершенстве знал священную книгу мусульман, сотрудничал с Театральным и литературным обществом дагестанских мусульман. Касательно Коркмасова можно также вспомнить его роль в спасении от смертного приговора 600 мулл, а также в возвращении халата Абу- Муслима в Хунзах. Конечно, в 1920-е гг. не обошлось без жертв со стороны духовенства, однако факт и то, что здешняя Чрезвычайная комиссия – карательный орган большевиков возглавлялась неместными лицами и подчинялась федеральному центру.

Мы полагаем, что за полемикой о правильности политических взглядов часто оказывается незамеченная просветительская роль Буйнакского: «В 1906 г. в Темир-Хан-Шуре работала театральная труппа "Той" ("Свадьба"). Как сообщала еженедельная газета "Дагестан" 4 февраля 1906 г., члены "Тоя" устроили вечер с танцами и сценическими представлениями с целью улучшения своего материального положения. Лицам, внесшим определенные средства, от имени руководителя этой труппы П. Эмирбекова и секретаря А. Даитбекова объявлена благодарность. Немаловажную роль в формировании кумыкского профессионального театра сыграла и национальная молодежь, обучавшаяся в вузах и других учебных заведениях России, Западной Европы. Так, Уллубий Буйнакский во время летних каникул, приезжая из МГУ, принимал участие в деятельности "Тоя". В годы борьбы за Советскую власть одной из главных забот У. Буйнакского была проблема национального театра. "Где забота о театре, искусстве?" - вопрошал он» (из статьи «К истории кумыкского театра»).

Одна из знаменитых картин, хранящихся в Уллубийауле

Одна из знаменитых картин, хранящихся в Уллубийауле

К сказанному стоит добавить, что за десятки лет нахождения в составе Российской империи Дагестан находился на положении отсталой колонии, развитие которой было в целом «законсервированным», а периодические средства массовой информации были ограничены несколькими изданиями, находившимися под бдительным наблюдением царских властей и читавшимися небольшой частью населения. В этой связи активные публицистическая работа Буйнакского в «Вольном Дагестане» и его редакторская деятельность в «Дагестанском труженике» сыграли большую роль в жизни региона.

Дом Буйнакского в верхней части села

Дом Буйнакского в верхней части села

На данный момент Уллубий Буйнакский – один из лидеров по числу посвящённых ему скульптур в Республике после Ленина, о нём написано пять книг, созданных в научном, популярном и художественном стиле. Памятник просветителю размещён во дворе музея и охраняется как объект культурного наследия, однако другой монумент бюст в настоящее время является фактически утраченным. Дом, где в 1890 г. родился Уллубий Даниялович, частично сохранился, он относится к региональным историко-культурным памятникам и одновременно одной из нескольких местных построек досоветского периода.

 

 

Выводы по итогам мероприятия:

 

- Министерствам культуры и финансов совместно с Комитетом по туризму и народным промыслам необходимо реализовать проект расширения, имеющегося в Уллубийауле музея и освещения в нём прошлого одного из городов древности Варачана;

- Министерство юстиции Дагестана в соответствии с действующей нормативной документацией осуществляет учет и регистрацию административно-территориальных единиц и входящих в их состав населенных пунктов. На данный момент в Едином реестре административно-территориальных единиц Республики Дагестан рассматриваемое нами село обозначено как Улубийаул, что является искажением его подлинного наименования. В ряде материалов, касающихся селения, его наименование упоминается в соответствии с данными указанного реестра, т. е. через одну букву л в первой части названия. Описанную ошибку необходимо исправить и обеспечить таким образом единообразие в упоминании имени населённого пункта.

Благодарим за участие в мероприятии мемориальный музей Буйнакского в лице Магомедова Зайнутдина, журналиста Самадова Багаутдина и киностудию «Тарковский».

ДРОО «Тухум терек тамурлар»

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:
Краеведческие походы 2017 году:
Краеведческие походы в 2018 году:
Краеведческие походы в 2019 году:
Краеведческие походы в 2020 году:
Краеведческие походы в 2021 году:

МУЗЕИ

ДЛЯ ПРОСМОТРА СПИСКА ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ НАЖМИТЕ НА ДАННУЮ СТРОКУ.

Категория: Эл ахтарыв | Просмотров: 400 | Добавил: ATAKUMUK | Теги: В УЛЛУ БОЙНАКЕ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar